Клиническая психиатрия

Расстройство личности: актуальные аспекты систематики, динамики и терапии

Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Ильина Н.А.

Представлена (в порядке рабочей гипотезы) структурная модель систематики расстройств личности (РЛ). В основу типологии положена концепция РЛ как клинических синдромов, прототипических психозам и неврозам. РЛ ранжируются на два ряда: прототипические (РЛ параноического, шизоидного, истерического и обсессивно-компульсивного типов) и РЛ с явлениями психопатологического диатеза (шизотипическое, пограничное и аффективное). Аномалии круга диссоциальных, зависимых, нарциссических и других рассматриваются в качестве акцентуаций (вариантов), образованных путем амплификации отдельных симптомокомплексов, свойственных уже сформировавшимся прототипическим РЛ. В соответствии с разработанной систематикой уточнены предпочтительные для каждого из выделенных рядов формы динамики (акцентуации и некоторые прототипические РЛ — реакции в пределах ресурсов личности; РЛ с явлениями психопатологического диатеза — фазы и шизоидные реакции) и стратегии психофармакотерапии.


Психические расстройства у детей, подвергшихся хроническому внутрисемейному насилию

Марголина И.А., Козловская Г.В., Проселкова М.Е.

Проблема физического насилия над детьми очень актуальна в настоящее время, однако психогенное воздействие этого фактора и его роль в возникновении психопатологии в детском возрасте изучены недостаточно. Настоящее исследование проведено с целью проследить роль внутрисемейного перманентного физического насилия в возникновении психических нарушений, начиная с раннего детства. В группу наблюдения вошли 80 детей (50 раннего и дошкольного и 30 младшего школьного возраста) с установленным фактом перманентного внутрисемейного физического насилия в сочетании с типичными для физического насилия факторами — психической депривацией и наличием социального пренебрежения ребенком в семье. Исследование выявило, что у всех обследованных детей из условий хронического внутрисемейного насилия имелись те или иные психические расстройства, которые ограничивались, преимущественно, непсихотическим, пограничным уровнем нарушений. Эти нарушения были неспецифичными по отношению к психогении их обусловившей, и в то же время характерными для детей из условий хронического физического насилия. Стереотип динамики психических нарушений позволил подтвердить наличие так называемого “синдрома насилия”. Данные нарушения включались в структуру личности ребенка, с тенденцией к их психогенному развитию в виде патологического формирования личности.


Роль психобиологических характеристик юношеского возраста в формировании клинической картины депрессий и особенностях терапии

Цуцульцовская М.Я., Копейко Г.И., Олейчик И.В., Владимирова Т.В.

Клинически и клинико-катамнестически изучена выборка больных с юношескими депрессиями — 614 наблюдений: 116 пациентов женского пола, 498 — мужского; средний возраст 19,8 лет. Полученные результаты сопоставлены с аналогичными показателями пациентов зрелого возраста, что позволило вывести ряд клинико-психопатоло­гических закономерностей, характеризующих как юношеские депрессии в целом, так и их отдель­ные типологические разновидности. Установлено, что особый психобиологический фон, свойствен­ный юношескому периоду (бурное созревание иммунно-эндокринных и нейрокогнитивных сфер, продолжающееся морфофункциональное созревание головного мозга) является патопластическим и патогенетическим факторами, определяющими возникновение специфических феноменологических про­явлений аффективных расстройств и вызывающими определенную атипию их клинической картины. При юношеских депрессиях наблюдается иное соотношение компонентов депрессивной триады с доминированием особых когнитивных расстройств, наличие специфичных только для этого периода идеаторных построений и типологи­ческих разновидностей депрессий, а также тенденция этих состояний к затяжному, ундулирующему течению в пре­делах юношеского возраста. В не меньшей степени это обусловливает и появление специфических форм реагирования юношеских больных на психофармакотерапию, что проявляется высокой частотой и выраженностью побочных явлений, а также возникновением ряда осложнений, которые практически не встречаются у пациентов зрелого возраста.


Клинические особенности раннего манифестного эндогенного психоза, приводящего к формированию детского аутизма

Красноперова М.Г.

Обследовано 68 больных 2-8 лет с детским аутизмом процессуального генеза, у которых до 3-летнего возраста развился манифестный эндогенный психоз. Изучена клинико-психопатологическая структура манифестного психоза, особенности течения заболевания и формирования задержек психического развития. Выделены и охарактеризованы 4 варианта манифестного психоза: кататоно-регрессивный, полиморфно-регрессивный, кататонический (с остановкой в психическом развитии) и полиморфный (с остановкой в психическом развитии), различающиеся по тяжести психотического состояния, выраженности аутистических проявлений и уровню задержки психического развития, формирующейся в связи с психозом. Установлены критерии благоприятного и неблагоприятного прогноза, основанные на возрасте больных к моменту манифестации психоза, наличии или отсутствии проявлений регресса, тяжести психоза, характере течения заболевания.


Проблема взаимодействия клинических и социальных аспектов агрессивного поведения подростков

Можгинский Ю.Б.

В статье обсуждаются вопросы соотношения клинических и социально-психологических подходов при анализе агрессивного поведения подростков. Проведено обследование 127 больных подросткового возраста, стационированных в психиатрическую больницу в связи с агрессивными поступками. Выявлены клинические варианты агрессивного поведения при различных нозологических формах психических расстройств. Представлен характер отягощенной наследственности и микросоциальные факторы, обнаруживающиеся у подростков с различными типами агрессивности.

 

Экспериментально-психологическое исследование эндогенных психозов юношеского возраста

Критская В.П., Мелешко Т.К.

В исследовании реализован системный подход к разработке проблемы дифференциальной диагностики эндогенных психозов, осуществленный с позиций патопсихологического синдрома.

Сравнительное лонгитюдное исследование групп больных шизофренией и циклотимией выявило разнонаправленные тенденции личностных изменений у больных сопоставляемых групп: в группе больных шизофренией по мере движения болезненного процесса отмечалось углубление нарушений психической деятельности, в группе больных циклотимией эти нарушения оставались либо на прежнем уровне, либо отчасти компенсировались.

Исследование выявило устойчивость ряда компонентов патопсихологического синдрома эндогенных психозов, прежде всего, стилевых характеристик психической деятельности.

Изменение других его компонентов (снижение показателей мотивации, коммуникативной деятельности, самооценок и др.) было связано с нарастанием дефекта у больных шизофренией.


работы молодых ученых

Школьная несостоятельность у детей и подростков, страдающих психическими расстройствами (распространенность, проявления, динамика)

Шмакова О.П.


Клинико-психопатологические особенности и типология юношеских дисморфофобических депрессий

Этингоф А.М.

Клинико-психопатологическим методом и с помощью диагностической шкалы HDRS обследовано 97 больных юношеского возраста с эндогенными дисморфофобическими депрессиями. Общими чертами изученных состояний являлись: доминирование сверхценных расстройств, касающихся фиксации на собственной внешности; присутствие тимического и моторного компонента депрессивной триады; наличие суточных колебаний; частота суицидальных тенденций. Установлено, что такого рода состояния могут наблюдаться в рамках юношеской малопрогредиентной шизофрении, аффективного заболевания, а также пубертатной динамики психопатии шизоидного и психастенического круга. Выделены три основные типологические разновидности с учетом структуры дисморфофобического симптомокомплекса, а также характера аффекта и наличия коморбидных расстройств: классический вариант, при котором дисморфофобические идеи, по сути, являются де­прессивными идеями малоценности, самоуничижения и тесно связаны с сензитивными идеями отношения; депрессивно-ипохондрический вариант, при котором дисморфофобические проявления тесно переплетаются с ипохондрическими идеями; депрессивно-деперсонализационный вариант, в рамках которого в основе дисморфофобической фабулы лежат элементы ауто- и сомато-психической деперсонализации, образуя сложный психопатологический комплекс расстройств. Показано, что выделенные варианты депрессий четко коррелируют с их нозологической природой. В связи с этим представляется важной тщательная клиническая дифференциация юношеских дисморфофобических депрессий для более точной диагностики, выбора тактики лечения и прогностической оценки изученных состояний.

 

организация психиатрической помощи

К вопросу об улучшении качества психиатрической помощи

Жуковский В.И

Организация диспансерно-стационарных объединений (ДСО) в областной психиатрической больнице им. К.Р. Евграфова (Пенза) позволила значительно повысить эффективность психиатрической помощи населению, оптимально использовать коечный фонд и медицинские кадры, расширить возможности применения стационарнозаменяющих технологий и бригадных форм обслуживания. Это обеспечило высокую интенсификацию лечебно-реабилитационных мероприятий. Эффективность введения в структуру больницы ДСО доказывается приведенными примерами. В работе изложены основные принципы работы ДСО.

 

наше наследие

Роль возрастного фактора в клинике детских и подростковых шизофрений

Сухарева Г.Е.

 

 

 

по страницам зарубежных журналов

текущая информация