Клиническая психиатрия

Атипичный аутизм у детей с синдромом Дауна (клинические и нейрофизиологические аспекты)

Симашкова Н.В., Якупова Л.П.

В группе из 85 детей 2-14 лет с синдромом Дауна (СД) при клинико-психопатологическом, клинико-динамическом, нейрофизиологическом исследованиях в 44 случаях (52%) выявлен атипичный аутизм. У 14 больных СД выраженность аутистическиподобных расстройств была близкой к аутистическому дизонтогенезу при синдроме Каннера. У этих детей в возрасте старше 8-9 лет смягчались проявления аутизма, умственная отсталость (УМО) к 12-14 годам не углублялась, все они были обучаемыми. У 30 человек отмечался СД с атипичным аутистическим психозом. Больные с 1,5-2 лет переносили кататоно-регрессивные состояния, клинически схожие с описанными при детском аутизме процессуального генеза. В этой группе УМО нарастала, достигая после 12-14 лет выраженной деменции, дети были не способны к обучению. При СД без аутистическиподобных расстройств после 12-14 лет УМО незначительно углублялась, в 2/3 случаев больные были обучаемыми.

У всех больных СД в младшем возрасте (2-4 года) наблюдалась однотипная выраженная задержка в формировании ритмов ЭЭГ. В дальнейшем у больных CД без аутистическиподобных расстройств по мере взросления характеристики ЭЭГ постепенно улучшались. В случаях СД с аутистическим дизонтогенезом, близким к синдрому Каннера, положительные изменения наблюдались позже (в 11-13 лет). У больных СД с атипичным аутистическим психозом положительная динамика отсутствовала.

Акцессорная психическая патология при сосудистой деменции (патогенетический аспект)

Медведев А.В.

Кросс-секционное обследование 179 больных сосудистой деменцией (СоД) выявило у 81% из них акцессорную психическую патологию (АПП), включавшую следующие основные варианты: депрессии (35,8%), тревожные расстройства (19,6%), эмоциональное недержание (21,6%), психопатоподобные симптомы (21,6%), бредовые расстройства (21,8%) и спутанность сознания (31,8%). Наблюдались высокие и статистически значимые показатели (более 50%, рр0,001) коморбидности между тревожными расстройствами и эмоциональным недержанием и низкие и статистически незначимые показатели между остальными типами АПП. Были изучены (с расчетом величины показателя ОШ) следующие факторы риска: старение, тяжесть деменции, клинические и структурно-мозговые сосудистые факторы риска. Старение может оказывать противоположное влияние на частоту развития различных вариантов АПП. Оно снижает риск развития депрессий (ОШ, 0,65, p=0,019), тревожных расстройств (ОШ, 0,66, p=0,042) и эмоционального недержания (ОШ, 0,69, p=0,06), и, напротив, увеличивает риск развития бреда малого размаха (OШ, 1,7, p=0,03) и спутанности сознания (OШ, 2,5, p=0,000). При наличии тяжелой деменции возрастает риск появления транзиторных бредовых вспышек (ОШ, 2,2, p=0,038) и спутанности сознания (ОШ, 1,8, p=0,04). Из клинических факторов риска инфаркты миокарда в анамнезе ассоциировались с увеличением вероятности возникновения большой депрессии (ОШ, 4,8, p=0,037), а кардиальная аритмия с возрастанием появления транзиторных бредовых вспышек (ОШ, 2,8, p=0,08). Риск возникновения бредовых расстройств в целом заметно уменьшается у больных диабетом 2 типа (ОШ, 0,2, p=0,09). Из структурно-мозговых факторов единичные микроинфаркты увеличивали риск развития депрессий (ОШ, 2,9, p=0,002), а множественные микроинфаркты спутанности сознания (ОШ, 2,1, p=0,004). Не было выявлено статистически значимых данных, указывающих на роль локализации мозговых инфарктов в развитии каких-либо вариантов АПП при СоД.

Поздние депрессии и сосудистые факторы риска

Яковлева О.Б.

Структурные церебро-сосудистые изменения (ЦСИ) на КТ и их связь с некоторыми клиническими параметрами депрессий позднего возраста были изучены у 286 госпитализированных больных с разными формами первичных депрессий по классификации МКБ-10 в возрасте от 50 до 86 лет (средний возраст — 65,7 лет). Контрольную группу составили 66 пожилых человек без депрессии. Установлено, что у депрессивных больных ЦСИ встречались в 2,5 раза чаще, чем в контрольной группе, имели преимущественно подкорковую локализацию и в 11,2% случаев характеризовались очаговыми находками, в 5,9% лейкоараиозисом, в 2,5% их сочетанием. ЦСИ не зависели от нозологической формы депрессий, их рекуррентности или полярности аффективного заболевания. Достоверные корреляции были найдены между ЦСИ и возрастом больных, поздней манифестацией депрессий и наличием заболеваний сосудистых факторов риска (СФР). Среди СФР основное значение имели гипертоническая болезнь и церебро-ишемические атаки, в то время как кардиальная патология и сахарный диабет являлись только дополнительными отягощающими факторами.

Эффективность раствора рисполепта при лечении больных шизофренией, находящихся на принудительном лечении (фрагмент лонгитудинального исследования)

Стяжкин В.Д., Тарасевич Л.А.

Атипичные психотропные препараты в последнее время все активнее используются в лечении психически больных, совершивших общественно опасные действия и находящихся на принудительном лечении. В нашей больнице наиболее часто применяемым из атипичных антипсихотиков оказался рисперидон (рисполепт фирмы “Янссен-Силаг”, Бельгия): им лечится одновременно до 7% пациентов. Длительные сроки принудительного лечения способствуют проведению клинических наблюдений, позволяющих более детально изучить различные аспекты эффективности препарата. В рамках лонгитудинального исследования проведено 2-недельное наблюдение за состоянием 33 пациентов, страдающих шизофренией, получающих рисполепт в форме раствора. С высокой степенью достоверности полученных результатов выявлена положительная динамика психопатологического состояния больных уже к концу первой недели приема раствора рисполепта.

Рисполепт в лечении галлюцинаторно-бредовых состояний при шизофрении (особенности клинического действия и нейролептические свойства)

Пантелеева Г.П., Жаркова Н.Б., Каледа В.Г., Колюцкая Е.В., Коренев А.Н., Олейчик И.В., Платонова Т.П.

32 больных шизофренией в течение 7 месяцев получали рисполепт в оптимальной средней суточной дозе 6-8 мг для лечения галлюцинаторно-бредовых состояний. “Хороший” и “очень хороший” терапевтический эффект по CGI наблюдался в 71,8% случаев. Анализируется спектр антипсихотического действия рисполепта (общее, избирательное, антигаллюцинаторное и антибредовое, ресоциализирующее), особенности его “антинегативного” влияния (собственно антинегативного и “вторичного”, антипсихотического), рассматривается “очередность” в купировании составляющих симптомокомплекс расстройств. Обосновывается необходимость длительного лечения рисполептом для наибольшей реализации его потенциальных терапевтических свойств. Обсуждаются объем понятия и признаки “атипичности” рисполепта как нейролептика.

Особенности течения поздних депрессий и эффективность антидепрессантов

Андрусенко М.П.

Целью исследования является изучение взаимосвязи между особенностями течения аффективного заболевания в позднем возрасте и эффективностью антидепрессантов. Обследовано 203 больных в возрасте 50-83 лет. Выявлено, что эффективность амитриптилина, мапротилина и миансерина выше в группе больных с четким рекуррентным течением и хорошими ремиссиями по сравнению с группой больных с тенденцией к хроническому течению депрессии. Напротив, эффективность селективных ингибиторов обратного захвата серотонина выше у больных с тенденцией к хроническому течению болезни. Эффект этих препаратов развивается медленнее у больных с четким рекуррентным течением депрессий и хорошими ремиссиями.

Научные обзоры

Эндогенный детский аутизм, протекающий с манифестными психозами

Красноперова М.Г.

Памятные даты