Коркина М.В. ‹‹Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте››

Вопросы социально-трудовой реабилитации больных с дисморфоманией

В настоящее время биологическая терапия немыслима без теснейшей взаимосвязи ее с социально-реабилитационными мероприятиями [Мелехов Д. Е., 1963—1974; Кабанов М. М., 1965—1982; Саарма Ю. М., 1968; Красик Е. Д., 1968—1978; Зурабашвили А. Д., 1973, 1974; Ануфриев А. К., 1973; Ковалев В. В., 1973; Морозов Г. В., Шумаков В. М., 1974; Морозов Г. В., 1975; Розова М. С., 1977; Бобров А. С, 1977; Петрунок В. П., 1977].

Автор многочисленных исследований на эту тему, выдвинувший основные принципы реабилитации психически больных, М. М. Кабанов, рассматривает ее (реабилитацию) как динамическую систему мероприятий, обращенных к личности больного человека, направленных на предотвращение инвалидизации и восстановление личного и социального статуса этого человека.

Насколько нам известно, в отношении больных с дисморфоманическими расстройствами таких специальных работ не проводилось. Исключение составляют сведения, приводимые в диссертационных работах П. В. Морозова (1977), описавшего юношескую шизофрению с дисморфофобическими расстройствами, и С. Бланке (1979), изучавшего катамнез больных шизофренией с синдромом дисморфофобии.

По данным П. В. Морозова, требуется большая дифференциация при решении вопросов, связанных с дальнейшим обучением пациентов в учебных заведениях и индивидуального подхода в выборе ими профессии. Не следует также, по мнению автора, выносить окончательное решение до выхода больного из юношеского возраста, так как именно в этот период наступали стойкие состояния компенсации. Из наблюдавшихся автором 104 человек у значительной части (43,1 %) отмечалась хорошая социально-трудовая адаптация с сохранением прежнего профессионального уровня.

Исследования С. Бланке, проведенные в нашей клинике, также показали очень большую значимость социально-реабилитационных мероприятий: из 85 обследованных больных (с длительностью катамнеза от 5 до 34 лет) благодаря правильной тактике врачей стационара и диспансера 29 человек окончили школу, 20 — институт, успешно работает 61 человек, в том числе по специальности — 44 человека, 21 человек создали собственные семьи. Иными словами, как показал С. Бланке, при правильной организации лечебно-реабилитационных мероприятий в отношении больных с дисморфоманическими расстройствами, несмотря на большую выраженность клинических симптомов, можно добиться хорошей социально-трудовой реадаптации.

Даже при частом стационировании в первые годы болезни не следует спешить с переводом на инвалидность. Напротив, нужно настроить больных и их родственников (при отсутствии пессимистических прогностических признаков) на продолжение учебы или работы. В то же время, учитывая особенности клинической картины дисморфоманических расстройств, в частности, очень тягостное для больных пребывание в общественных местах, следует способствовать созданию для них щадящего режима (индивидуальное расписание занятий, свободное посещение лекций, выбор трудовой деятельности, не связанной с общением и т. д.).

Однако приведенные фактические данные — это лишь начало исследований по социально-трудовой реабилитации, крайне необходимые в отношении борных с дисморфоманическими расстройствами в силу целого ряда причин: молодой (пубертатный и юношеский) возраст этих пациентов, их длительная интеллектуальная сохранность, сравнительно медленное нарастание дефицитарной симптоматики.

Естественно, что исследования в этом направлении должны проводиться на основе общих принципиальных положений и в то же время с разработкой конкретных рекомендаций, учитывающих все особенности больных с дисморфоманическими расстройствами.