Кречмер, Эрнст ‹‹Медицинская психология››

Работа и отдых

И теперь еще у многих врачей при виде психически и нервно больного сразу же возникает мысль дать ему возможность отдохнуть. Однако в большинстве случаев следовало бы думать не о том, как предоставить пациенту отпуск, а как отправить его на работу. В отношении отдыха, как и работы, при нервно-психических заболеваниях существуют свои особые показания.

В отдыхе нуждается прежде всего человек, страдающий острой формой заболевания, с подлинной депрессией, со свежим шизофреническим сдвигом (даже самым легким), а также истощенный переутомлением или тяжелыми аффективными переживаниями. Но наличие такого чрезмерного напряжения должно быть сначала доказано. Первым, что этиологически утверждается пациентами, является наличие переутомления, в большинстве случаев это же как первое и основное отмечается и врачом. Но у большинства пациентов, посылаемых на отдых, недомогания имеют другую причину. Нелепо за неимением лучшего термина называть переутомленным прежде работоспособного человека, который исполнял свои обязанности с должным напряжением сил, если нет доказательств его чрезмерной перегруженности. Правда, регулярное ежегодное получение более длительного отдыха является обязательным условием для поддержания здоровья при некоторых занятиях и предрасположениях. Такой отдых необходим тем, у кого интенсивная умственная работа, и людям, длительно работающим под гнетом большой ответственности и при сильном аффективном напряжении, кто вынужден жить в неблагоприятных гигиенических условиях, а также людям духовно неустойчивым при монотонных механических или односторонних занятиях. Вообще, преимущество ежедневных, еженедельных и ежегодных перерывов в работе (в разумных пределах) сказывается на количестве и качестве почти всякого вида человеческого труда. Таким образом, врач должен защищать своих пациентов от тех, кто считает идеалом исполнения долга для себя и особенно для своих подчиненных из года в год продолжающуюся механическую спешку или какие-нибудь конторские занятия, схематически непрерывные и продолжающиеся даже по воскресеньям, полагая, что это может дать максимум достижений в работе.

В регулярном отдыхе с полным прекращением работы и сменой среды нуждаются также люди очень сензитивные и гиперэстетики, которые поэтому переживают чрезвычайно много аффектов в повседневной жизни и при этом не освобождаются от своих комплексов. Само собой разумеется, он необходим тем, кому угрожает артериосклероз.

Наоборот, случайные перерывы в работе строго противопоказаны, особенно для следующих двух больших групп: для истериков, целью которых является «бегство в болезнь», и для большинства конституционально нервных и психопатов, поскольку речь идет о лечении их обычного состояния, а не специальных расстройств здоровья, значительных, но преходящих. Пребывание на курорте, когда немного купаются и лечатся электризацией, проводя время за хорошей едой, флиртом, болтовней и тягостным бездельем, представляет собой такую форму лечения, благодаря которой и здоровый человек по истечении некоторого времени может стать неисцелимым ипохондриком и тунеядцем, не говоря уже о людях, у которых воля к работе и здоровью не безупречна, а жизненная энергия слишком ничтожна. Такое пребывание в обыкновенных домах отдыха, на водах или в санатории, если оно не сопровождается приемами современной психотерапии, пригодно только для двух категорий нервно-психических пациентов: для действительно истощенных и аффективно утомленных, которые за короткое время прекрасно могут здесь отдохнуть, и для неисцелимо неспособных к жизни, тяжелых дегенератов, больных с остатками шизофрении; для них хроническое пребывание в санатории является справедливой заменой монастыря или какого-нибудь другого убежища для души в этом роде. Учреждения и санатории, в которых энергично и со знанием дела работают над оздоровлением истериков и психопатов, пока еще малочисленны, хотя, к нашей радости, должны заметить, что понимание этих вопросов значительно возрастает.

Терапией с помощью труда мы называем точно дозированное, начатое с малого и методически подвигающееся вперед с помощью упражнений приучение к физическому и умственному труду, причем конечной целью терапии является вернуть пациента к подходящему для него самостоятельному занятию или, по крайней мере, полезному, частичному его выполнению. Всего успешнее занимаются ею, как и суггестивной терапией, в более крупных учреждениях и союзах, где этому существенно способствует spiritus loci и принудительность общего домашнего распорядка. Мы рекомендуем работу в саду, в деревне или в мастерской людям, занимающимся ручным трудом, а также в качестве благотворной перемены в жизни тем, кто трудится в интеллектуальной сфере; для людей душевно недостаточных мы избираем этот труд в виде длительной цели. Можно только удивляться тому, чего достигают в санаториях при хорошем руководстве путем энергичного современного медицинского вмешательства — встряхивания и побуждения — даже по отношению к тяжело отупевшим шизофреникам. Таким образом удается не только добиться успехов в работе, но и помешать развитию аутизма и душевного отупения. Больше трех четвертей всех содержащихся в больницах шизофреников можно таким способом в благоприятных случаях снова вернуть к какому-нибудь занятию трудом или даже, правда в скромных размерах, к свободному выполнению своего дела, особенно на сельскохозяйственных работах. Поэтому современное лечение шизофрении ставит себе целью по возможности раньше выписывать пациента из больницы.

Также блестяще оправдало себя при лечении истерии во время войны немедленное помещение пациентов непосредственно после освобождения от грубых симптомов на фабричную работу под контролем врача, где они под строгим присмотром иногда в течение нескольких недель восстанавливали свою былую работоспособность.

Этот опыт надо в полном объеме использовать в гражданской практике, что приведет к основательной перестройке нашего терапевтического мышления и действий, к отказу от псевдоотдыха и мнимого суггестивного успеха в пользу серьезного методичного трудового воспитания. Терапия с помощью труда должна быть основополагающим принципом всей терапии, применяемой к истерикам, психопатам, шизофреникам и шизоидам.

Тем же самым методом может быть проведено и возвращение больного к интеллектуальному труду. От образованного пациента следует прежде всего требовать общей духовной дисциплины и строгого домашнего распорядка. Мы должны терпеливо отдавать свое время, оказывая помощь испытывающим внутренние страдания пациентам, нежным, подавленным и истощенным людям, но при этом строго придерживаться того правила, что советоваться с врачом нужно во время его визита, что пациенты и их близкие не должны обращаться к нам в любое время дня, повинуясь желаниям, которые отнюдь нельзя назвать неотложными, что во время визита следует сосредоточиться на существенном, а не пользоваться этим временем для бесконечной болтовни, выслушивания жалоб и ненужных разговоров. Пациент должен знать, что время — деньги, что врач — работник, а не болтун и не игрушка в его руках. Идеальным терапевтом является не тот, кто в любой момент доступен для беседы с пациентом, а тот, кто доступен лишь в надлежащий момент. Это, впрочем, относится и к общей практике воспитания людей.

Специальная терапия с помощью труда применительно к образованным пациентам заключается прежде всего в пунктуальном распределении дня с точным расписанием часов. Расписание не должно быть ригористичным — его следует обсудить с пациентом и составить соответственно его склонностям и способностям. Обязательным является педантичное выполнение составленного плана. Больные встают, едят, работают, гуляют и спят по часам с минутной точностью. Такое расписание, регулирующее и заполняющее каждую минуту дня, является истинным благодеянием для пациентов со слабой волей, вялых, ипохондрически унылых, подверженных болезням, изменчивым дурным настроениям; оно заменяет им проявление собственной воли. Тому, кто точно знает, что в определенное время он сделает то-то и то-то, не нужно прилагать усилий воли для выполнения каждого нрво-го действия, он достаточно скоро попадает под власть привычки.

В более тяжелых случаях мы начинаем лечить очень бережно, не заставляем читать пустые романы, а предлагаем легкие научно-популярные книги, близкие к интересам или специальности пациента, давая читать их сначала в течение 10 мин по утрам, затем понемногу прибавляя время или количество страниц: 15 мин, 20 мин, 5, 6, 7 страниц. Далее вводим непродолжительную работу после обеда, затем настаиваем на выполнении письменной работы — выписок, писем и т. д. Лучше всего с самого начала остановиться на такой работе, которая привычна для пациента.